匡衡, Куан Чжи-гуй. Обл. Дунхайчэн (в совр. пров. Шаньдун) – ум. 30 до н.э. Политик, ученый-конфуцианец.
Жизнеописание Куан Хэна представлено в офиц. историографич. соч.
«Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», цз. 81)
Бань Гу (32–92). Он происходил из бедной семьи, поступил на службу в сер. I в. до н.э. и достиг высокого положения в общ-ве исключительно благодаря своему таланту и трудолюбию. Вершиной его офиц. карьеры стал пост
чэнсян (36–30 до н.э.) — главного советника императора. С теоретич. разработками и практич. деятельностью Куан Хэна связываются глобальные религиозно-ритуальные и идеологич. реформы, начатые при императорах Юань-ди (48–33) и Чэн-ди (33–7).
Взгляды Куан Хэна излагаются в трех докладах на высочайшее имя (два поданы Юань-ди, третий — Чэн-ди) и в серии офиц. бумаг, посвященных различным аспектам ритуальной деятельности и гос. идеологии, в т.ч. «Цзоу си нань бэй цзяо» («Докладная записка о перенесении южного и северного предместных храмов»), «Дао Гао-цзу Сяо-вэнь Сяо-у мяо» («[О] молебнах в поминальных храмах Высочайшего предка, [императоров] Сяо-вэнь (Вэнь-ди, 179–156 до н.э.) и Сяо-у (У-ди, 140–86 до н.э.»), «И Кун-цзы ши вэй Инь хоу и» («Обсуждение [вопроса] о принадлежности рода Учителя Куна к потомках [правящего дома] Инь». Все эти соч. включены в его жизнеописание, и впоследствии вошли в сводные издания древних лит. произведений. О конкретных изменениях, произошедших в гос. религиозно-ритуальной деятельности в конце Ранней Хань (206 до н.э. — 8 н.э.), подробно рассказывается в трактате «Цзяо сы чжи» («Трактат о жертвоприношения [и] предместных храмах») из «Хань шу» (цз. 25, II).
Куан Хэн выступал за возрождение древних конф. идеалов. Он доказывал, что добиться возрождения гармонии в общ-ве невозможно, предпринимая лишь отд. политич. меры, напр. амнистии. Монарх должен лично являть народу образец добродетельного поведения и наставлять подданных. Для сохранения порядка при дворе и в стране необходимо следовать древним же ритуалам и церемониальным установкам. В докладе, поданном императору Чэн-ди, Куан Хэн, цитируя самые авторитетные на тот момент древние конф. книги —
«Ши цзин» («Канон поэзии»),
«Сяо цзина» («Канон сыновней почтительности») и
«Лунь юй» («Беседы и суждения»), подчеркивал космологич. значение собр. канонич. соч. «Лю цзин» («Шесть канонов»), в к-рых «совершенные мудрецы обобщили дух волю Неба и Земли». Этим заявлением он опротестовывал правомерность решения императора
Хань У-ди о сведении конф. канонич. книг к «Пяти канонам» («У цзин») из-за утраты «Канона музыки» («Юэ цзин»).
Заняв должность советника императора, Куан Хэн вместе со своими единомышленниками (в т.ч. Чжан Танем) продолжил начатый его предшественником Вэй Сюань-чэном политич. курс на «возрождение древности», направленный также на реформирование гос. культов и обрядов. Гос. религ. система, в том виде, в к-ром она была создана императором У-ди, включала в себя след. осн. религ. отправления: жертвоприношения Пяти владыкам (
У ди) в Юне, божеству Земли (
Хоу-ту) в Фэньине и Великому Единому (
Тай и) в Ганьцюани. Кроме того, при первых императорах Хань велось строительство грандиозных могильных ансамблей (см.
Лин цинь), во мн. городах империи для повышения авторитета культа предков правящей династии учреждались поминальные святилища усопшим монархам.
Реформаторы во главе с Куан Хэном разработали программу по изменению системы гос. культов на основе четырех принципов. Сакральный статус императора, зафиксированный в его титуле (Сын Неба, Тянь-цзы), необходимо было подтверждать личным участием монарха в наиболее значительных жертвоприношениях божествам и духам. Центры же поклонения У ди, Хоу ту и Тай и располагались в радиусе более 200 км от столицы империи (Чанъань). Кроме того, наличие имп. поминальных святилищ и храмов в честь других божеств в различных р-нах страны, ослабляли сакральный авторитет центр. власти и усиливали сепаратистские настроения в общ-ве, т.к. местные правители могли осуществлять такие же ритуалы, как в столице. Немаловажную роль играл и финансовый аспект. К сер. I в. до н.э. расходы на поддержание храмов (гл. обр. имп. поминальных святилищ) в рабочем состоянии и проведение в них регулярных служб непомерно возросли. К нач. правления Юань-ди по всей стране насчитывалось 176 храмов в честь семерых предшествующих монархов Хань, для обслуживания к-рых требовалось более 50 тыс. человек. Куан Хэн подчеркивал, что императору не следует возлагать на народ такие большие расходы. Реформаторы ратовали за восстановление ритуалов дин. Чжоу (XI–III вв. до н.э.), являвшие собой, по их мнению, образцы простоты как по числу и местоположению святынь, так и по сценарию литургич. церемоний и проводимых в них обрядах. В то время кол-во храмов предков у Сына Неба не превышало семи. А алтари для жертвоприношений божествам и духам возводились вблизи столицы. Еще один важный тезис данной программы состоял в призывах привести гос. ритуальную деятельность в соответствие с космич. процессами. Место, время проведения и смысл жертвоприношений должен отвечать порядку взаимодействия космич. сил
инь–ян и
у син («пять стихий/элементов»). Опираясь на эти натурфилос. представления, Куань Хэн доказывал, что расположение на севере от столицы (зона наивысшей активности
инь) алтаря для поклонения Тай и, мужскому (т.е. олицетворяющему
ян) божеству, равно как и проведение жертвоприношений Хоу ту (женскому божеству) на востоке (зона усиления
ян), лишь нарушают космич. порядок.
Реформы начатые при Чэн-ди (32 до н.э.) и законодательно оформленные (5 н.э.) при Пин-ди (1–6), привели к упразднению жертвоприношений Тай и, Хоу ту и У ди. Вместо них в южном предместье Чанъани был сооружен алтарь для поклонения Небу, а в северном — алтарь для поклонений Земле. Большая часть местных культов (475 из 683) были отменены. Имперская погребальная обрядность была приведена в соответствие с древней системой
чжао му, позволившей значительно сократить число поминальных святилищ.
Реформы Куан Хэна, направленные на упрочение политич. и сакрального статуса правителя и унификацию религ. жизни империи, оказали значительное влияние на дальнейшее состояние гос. религии. Введенная им погребальная система и система расположения храмов Неба и Земли оставались практически неизменными на всем протяжении существования имперского Китая (до нач. ХХ в.). Кроме того, именно Куан Хэн внес предложение (48 до н.э.) о пожаловании прямым потомкам Конфуция наследственного аристократич. титула. Чуть позже (1 до н.э.) посмертный титул
гун («князь», «герцог») был дарован и самому
Конфуцию. Этим была заложена основа для последующего триумфа конфуцианства при Вост. Хань (25–220) и формирования культа Конфуция.
Источники: Цюань шан гу Сань дай Цинь Хань Саньго Лючао вэнь (Полное собрание прозы-
вэнь, начиная с глубокой древности и периодов Трех династий, Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий). Т. 1 / Сост. Янь Кэ-цзюнь. Пекин, 1987, с. 316–320; Хань шу (Книга [об эпохе] Хань). Цз. 25, II, 73 / Сост. Бань Гу // Эр ши у ши (25 династийных историй). Т. 1. Шанхай, 1988.
Литература: A Bibliographical Dictionary of the Qin, Former Han and Xin Dynasty / Ed. by M. Loewe. Brill, 2000; Encyclopedia of Confucianism. Vol. 1–2. L., 2003;
Li Ling. An Archeological Study of Taiyi Worship // Early Medieval China. 2 (1995–96).
См. также лит-ру к статье
Чжао му.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 480-481.